Во время любого гоночного заезда пилот гоночного автомобиля постоянно испытывает огромные перегрузки, сравнимы с теми, которые получает летчики ВВС. Во время заезда, наиболее опасными для здоровья являются крутые повороты и экстренные торможения в конце прямой. В такие моменты тело гонщика может подвергаться нагрузкам от 3.5g до 6g, возможность для кратковременной физической передышки появляется лишь при прохождении прямых отрезков на огромной скорости. Многие пилоты и их тренера разрабатывают целые методики по адаптации организма к подобным нагрузкам.
Х.П. Монтойа однажды признался, что его голова едва не отрывается от туловища при прохождении крутых поворотов. По словам гонщика, неопытному пилоту чрезвычайно тяжело справиться с рулем во время сносов на поворотах, даже не смотря на наличие гидроусилителя. Пилот F1 Э. Девидсон так же сослался, что во время его выступлений за Minardi в 2002 году, он дважды потерял контроль над своим болидом именно по причине сумасшедших нагрузок на организм. Пилоты во время заезда находятся в полной психологической концентрации на пределе физических сил. Все тот же господин Девидсон, поведал небольшой секрет повышения выносливости, которым пользуются все гонщики. Тренажерный зал позволяет обрести как физическую силу, так и нарастить мышечную массу, к слову наш собеседник на данный момент выглядит более атлетично чем в сезоне 2002-2003 гг. Пилот отметил, что благодаря этому он может гораздо легче переносить все тяготы испытательных «забегов» и физически готов в любой момент принять участие в гран-при.
Не последнюю роль в тренировках гонщиков играют беговые дорожки, на которых можно отлично разогреть сердечно-сосудистую, перед выполнением основной физической нагрузки.
Как всем известно, физическая сила и мышечная масса негативно сказываются на выносливости человека. Большие и мощные мышцы потребляют больше энергии, а, следовательно, больше углеводов и кислорода, для своей работы. Гонщики, подобно легкоатлетам-спринтерам усовершенствуют свою сердечнососудистую систему и опорно-двигательный аппарат в целях наращивания объема кислорода, постоянно находящегося в сердечнососудистой системе и мышцах. Не смотря на методику тренировок, сходную со спринтерами, пилот находится на предельных нагрузках в течение нескольких часов подряд, подобно стайеру. Особняком стоит проблема обезвоживания организма во время гонки. Гран-при проводятся в странах с теплым климатом, пилот постоянно находится под прямым попаданием солнечных лучей в кабине без кондиционера, испытывает высокие физические нагрузки – и все это в одно и то же время. Огнеупорные костюмы пилотов создают эффект термоса, на этапах в Бахрейне, Абу-Даби, Монте-Карло температура в капсуле пилота приближается к отметке в пятьдесят градусов. После этапа пилот становится легче примерно на 3.5 кг. Значительное обезвоживание ставит под угрозу жизнь человека. В теле здорового человека вода составляет 60% массы тела. Известно, что медики начинают реанимационные мероприятия при нарушении водного баланса человека на 15%. Обычной практикой в таких случаях является искусственное накачивание больного количества жидкости через капельницы. Снижение доли жидкости в организме оказывает очень пагубное влияние не только на обмен веществ, но и на нервную систему. Так как вода является отличным проводником, ее потеря организмом пагубно сказывается на реакции организма на внешние раздражители. При обезвоживании человек начинает страдать от снижения реакции, потерей зрения, слуха, осязания и обоняния. Тренеры по физической подготовке пилотов Формулы исходят из этого факта при построении тренировочных моделей.
При проведении Гран-при в Куала-Лумпур этого года было доработано кокпиты всех гоночных автомобилей, их оборудовали небольшими бачками для питьевой вода объемом от полулитра. Их заправили специальным солевым раствором, с повышенной плотностью, способным предотвратить чрезмерное потовыделение. Это коктейль из электролитов так же способствует улучшению реакции и других нервных процессов, даже не смотря на чрезмерное выделение жидкости организмом. Не смотря на жесткие условия труда пилотов, некоторые инженеры команд не сильно обрадовались такой идее. Они объясняют свои негативные отношения к установке бачков исключительно техническими особенностями. Команда McLaren считает уровень физической подготовки своих пилотов достаточным, для того что бы успешно справится с климатическими особенностям Малайзии. Специалисты команды видят лишний килограмм на достаточно большой высоте от земли способным негативно сказаться на межосевом балансе автомобиля. По их мнению, бачек может нивелировать все усилия инженеров компании, которые стоили миллионы долларов, и пилоты должны соответствовать тому высокому уровню.
Тренеры и конструктора обращают внимание на самые мельчайшие детали незаметные для простого автолюбителя. Такой деталью может стать слишком развитый торс пилота, не способствующий снижению центра тяжести. Один из пилотов команды Toyota Racing отметил, что гонщик должен тренироваться с умом. Он не должен выглядеть ни как бодибилдер, ни как тощий африканский бушмен. Его тренировочный процесс сбалансирован таким образом, чтобы тело имело оптимальный баланс между выносливостью и силой, но не во вред межосевой развесовке болида с пилотом.
Целесообразность тренажерного зала, как элемента подготовки гонщика до сих пор является неоднозначным тезисом. Знаменитый гонщик Формулы 1, выступающий за команду Williams, М. Веббер считает тренировку в зале не совместимой с реальными событиями на треке во время очередного заезда. По его мнению, помочь гонщику переносить все тяготы профессионального пилотирования может только тренировка за рулем болида на гоночной трассе. Второй пилот команды McLaren, Дж. Баттон поддержал коллегу по цеху, аргументировав свою позицию возросшими нагрузками на шею. Он отметил, что основная часть перегрузки ложится именно на шею. После уменьшения объёма формульных движков ситуация изменилась только в худшую сторону, так как вместе с уменьшением мощности движков возросла аэродинамика болидов. Пилоты заводят болид в поворот на более высоких скоростях, начинают оттормаживаться гораздо позже, чем на десятицилиндровых движках, существовавших до 2005 года. Наука и техника шагнули вперед, покрышки стали более цепкими, автомобили более обтекаемыми, но шея все так же остается без боковых поддержек.
Некоторые гонщики тренируют шею при помощи обычного шлема и различного рода грузиков, другие предпочитают делать это с помощью специальных тренажеров, третий вариант – заимствованная у борцов вольного стиля «поза страуса». В основном гонщики уделяют тренировке шеи около полутора часов, примерно столько же уходит времени на преодоление очередного этапа Гран-при. Повышенная нагрузка так же распространяется на плечевой пояс, ведь при активной рулежке в скоростных поворотах пилоту весьма трудно справится с маневрами. Гравитация оставляет гонщика практически без помощи гидроусилителя. Огромные нагрузки ложатся на левую ногу пилота, которой приходится вдавливать в пол педаль тормоза.
По мнению многих тренеров, пилотов и специалистов в спортивной медицине холодный ум в условиях гоночного заезда не менее важен, чем физическая подготовка. Мозг так же необходимо тренировать, не менее интенсивно, чем тело. На протяжении всей гонки мозг принимает не менее активное участие в управлении болидом, чем мышцы. Его так же необходимо постепенно выводить на пик формы, чередую нагрузки с периодами релаксации.
Еда для гонщиков так же важна как высокооктановая горючая смесь для болида. При недостаточном количестве питательных веществ организм в целом, и мозг в частности не впечатлит никого своей работой.
Во время Гран-При Канада, или гонки на Силверстоуне гонщики сжигают до полутора тысяч килокалорий. Эта цифра примерно в 2 раза больше на гонках в более жарких широтах, таких как Гран-При Монако или Абу-Даби. Пилот обязательно должен обладать достаточным запасом углеводов, для восстановления утраченных сил. Пилоты придерживаются в основном углеводной диеты, не прибегая к белковой пище, которая плохо себя зарекомендовала как носитель энергии и стимулятор чрезмерного роста мышц.
В день гонки пилот должен придерживаться особого рациона:
1) Завтрак. Богатые клетчаткой каши: овсянка, перловка, чечевица, богатые углеводами фрукты – бананы, сухофрукты, апельсины, нежирное молоко;
2) Обед. Нежирное мясо курицы или индейки, богатая клетчаткой каша, овощи или фрукты, а желательно и то и другое;
3) Ужин. Каши, нежирное мясо, мучные макаронные изделия.
Теги: